Многомерность пространства служит камнем преткновения искусствоведам на протяжении многих лет. Без её учёта, как утверждали художники в начале прошлого века, невозможно понять современное искусство. Однако не следует забывать о двух закономерностях, связанных с этими моментами.

Во-первых, под многомерностью, как правило, подразумевается четырёхмерность. К трём привычным пространственным измерениям прибавляется ещё одно, временное, обусловленное теорией относительности, которая применительно к повседневному существованию, однако, принимает облик хрестоматийного положения о пространстве и времени как об отдельных и независящих друг от друга понятиях. В подобной роли она оказывает незначительное влияние на процесс передачи обычной человеческой жизни, основной темы художников.

Во-вторых, четырёхмерное пространство с куда более сложной организацией подразумевает наличие пространственной координаты, способы изображения которой успешно разработали художники-иконописцы XV века. Основная сложность состоит в том, чтобы осознать существование четвёртого измерения, непостижимого и недоступного для трёхмерных существ. Пользуясь этим знанием, иконописцы использовали четвёртое пространство в качестве места обитания мистических сущностей, в том числе ангелов.


Какая из категорий Вам нравится?